Эффективный способ художественного визуального воздействия на зрителя
Афиши (постеры, плакаты) — это вид графики в форме лаконичного, броского, чаще цветного печатного изображения с коротким текстом. Постер обычно используют для продвижения идейных ценностей, нового продукта на рынке или предстоящего события. Для успешного решения этих задач постер должен быть привлекательным для зрителя и хорошо заметным на расстоянии на фоне других средств визуальной информации.
Постер в наши дни представляет собой тиражированную на полиграфическом оборудовании копию художественного оригинала. В качестве основы для изображения могут использоваться разные носители: специальные виды печатной бумаги, картон, ткань, полимерные материалы.
Виды постеров
В современном мире существует огромное разнообразие видов постеров. Всевозможные плакаты классифицируют по следующим параметрам:
✒ назначению;
✏ технике воспроизведения (печатные, трафаретные, рисованные от руки);
✒ типу оформления (без декоративного оформления, в рамке, ламинированные);
✏ средствам исполнения оригинала (живописные, графические, компьютерные).
По назначению различают постеры:
✒ Политические (сатирические, агитационные и пропагандистские). Служат средством мощного визуального воздействия на широкие массы со стороны провластных структур или оппозиционных сил.
Афиши (постеры, плакаты) Рекламные (торговые, туристические, коммерческие). В привлекательном виде изображают продукт или услугу, призывают потребителя ими воспользоваться.
✏ Событийные (спортивные, концертные, выставочные, киноафиши). Информируют зрителя о предстоящем событии в сфере искусства, спорта, бизнеса.
✒ Учебные. В доступной форме содержат обучающую информацию в определенной сфере знаний.
✏ Социальные. Взывают к общечеловеческим ценностям, стимулируют людей оказать помощь нуждающимся или действовать во благо человечества.
✒ Декоративные (репродукции известных картин, пейзажи, городские виды, композиции из цветов, фотоколлажи). Предназначены для украшения интерьера жилых и коммерческих помещений.
✏ Авторские. Создаются для искушенного зрителя в качестве экспонатов для выставок и тематических галерей искусства.
Всевозможные постеры также массово используются людьми на протестных мероприятиях. Незатейливые плакаты митингующие обычно рисуют самостоятельно для яркого визуального выражения собственного мнения.
История постера
История постера как полноценного вида изобразительного искусства насчитывает около 150 лет. Но люди использовали изображения с текстом в своей культуре с давних пор. В Древнем Египте таким способом в общественных местах размещали информацию о поимке за вознаграждение беглых рабов и преступников. Римляне и греки уже умели рисовать афиши-анонсы для уведомления граждан о предстоящих событиях (гладиаторских боях и театральных представлениях).
С изобретением книгопечатания в XIV веке в Западной Европе появились первые тиражированные образцы, отдаленно напоминающие постеры. Графические листы рекламировали только что напечатанные художественные произведения средневековых авторов. В начале XIX века красочные нарисованные от руки афиши уже вовсю зазывали публику на представления в театры и цирки, но их с большой натяжкой сегодня можно назвать полноценными плакатами.
Официальная история постера
Официальная история постера начинается в 1866 году с момента создания Жюлем Шере (Jules Chéret) мастерской печати и графики. Талантливому французу удалось максимально упростить технологию цветной литографии и наладить массовый выпуск двухцветных постеров. С ним сотрудничали выдающиеся основоположники нового вида изобразительного искусства:
✒ Анри Тулуз-Лотрек (Henri Toulouse-Lautrec);
✏ Теофиль-Александр Стейнлен (Théophile-Alexandre Steinlen);
✒ Эжен Грассе (Eugène Grasset);
✏ Альфо́нс Мари́а Му́ха (Alfons Maria Mucha).
Тогда же начали формироваться отличительные черты нового вида графики:
✏ использование ярких символов;
✒ господство контраста в композиции;
✏ обобщение форм;
✒ выразительность образов.
Коммерческий успех постеров был ошеломляющим.
Многие художники того времени отошли от традиционной живописи и с энтузиазмом принялись за написание плакатов. Афиши заполонили европейские города, став неотъемлемой их частью.
Постеры рекламировали коммерческие товары, выставки и предстоящие спортивные события. Многие из них в наше время представляют собой большую художественную ценность и продаются на аукционах за солидные деньги.
Первая Мировая война дала мощный толчок развитию агитационного плаката. Герои постеров звали людей в действующую армию, а карикатурные изображения искусно высмеивали врага.
Власти Советской России быстро оценили значимость постера
Власти Советской России быстро оценили значимость постера как фактора воздействия на народные массы. Силу плаката большевики умело использовали в пропагандистских целях. Художники воплощали в своих произведениях новые ценности, помогали формировать общественное сознание.
На Западе в это время наблюдался бурный рост коммерческой рекламы. Авторы не боялись экспериментировать, придумывали постеры — яркие образцы модерна и авангарда, появился популярный тип плаката — Pinup.
Во время Второй Мировой войны постер взяли на вооружение все воюющие державы. Советские, американские, британские и немецкие художники создавали мощные пропагандистские плакаты на патриотическую тематику.
Наши дни
И в наши дни постеры играют огромную роль в жизни общества. Современные компьютерные и печатные технологии позволяют создавать красочные плакаты любых размеров. Их используют в рекламе и политических целях, для продвижения социальных проектов и в массовой культуре.